Тропа из Сергиева Посада в Переславль-Залесский - первый участок Александровой дороги длиной в 130 км.
На этих землях в ордынские времена Иван Калита ездил в ханские дали. В царские времена здесь стали появляться первые усадьбы служивых людей.
В 15-17 веках здесь проходила Старая Переяславская лесная дорога, по которой шли великие князья и цари. Это был сухопутный транспортный путь из Москвы в Переславль-Залесский.
На протяжении веков «дорожной» нитью Переяславская дорога связывала Московское, Переяславское, Новгородское и Литовское княжества, играя ключевую роль в становлении Русского государства.
Особое значение Переяславская дорога имела для богомольцев со второй половины XIV века, ходивших в Троице-Сергиев монастырь к Сергею Радонежскому черезболота и сырые леса: «Дороги непроходимы, не дороги – тропы. Коннику и пешему они гожи, но колесам неодолимы, и в ведрое лето вязли колеса в колеях, а задождит и не вылезешь…», - писали летописцы о здешних местах.
Крупнейший в стране православный мужской монастырь, расположенный в Сергиевом Посаде. Он подчиняется непосредственно Патриарху. В основанной почти 7 столетий назад обители в настоящее время проживает около 200 монахов. Комплекс монастырских храмов в 1993 году вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры XV–XVIII веков. Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году. После нескольких лет одинокого подвижничества преподобного Сергия на Маковец пришли новые насельники, и пустынь превратилась в особножительный монастырь. Время основания монастыря пришлось на период борьбы великокняжеской Москвы против феодальной раздробленности Руси и борьбы русского народа против монголо-татарского нашествия. В то время Москва, начавшая объединение русских земель, искала опоры у богатой церкви. Она поддерживала строительство монастырей и способствовала освоению новых земель.
• В новую обитель стекались иноки и богомольцы. Вскоре вокруг деревянных стен монастыря начал формироваться посад. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущего города, были сёла Панино, Кокуево и Клементьево. Куликовская битва • В 1380 году в Троице-Сергиевский монастырь приезжал московский князь Дмитрий Иванович, получивший от отца Сергия благословение. Чтобы ещё больше поднять дух русского войска, вместе с Дмитрием Ивановичем на поле боя отправились два монаха — Пересвет и Ослябля. По преданию, Куликовская битва началась поединком Пересвета и татарина Темир-Мурзы. • В 1408 году хан Едигей сжег монастырь, в 1411 году его отстроили вновь. Вскоре от Дмитрия Донского монастырь получил первые феодальные привилегии. Тогда в Московском Кремле было выделено место для монастырского двора и дано право взимать пошлину с клеймения лошадей, что приносило большой доход. • В последующем столетии владения Троицкого монастыря за счет государственных и частных пожалований росли очень быстро.
Другие этапы пути
Гремячий Ключ
Появление Гремячего ключа во времена Древней Руси окутано легендой. Она связана с жизнью Сергия Радонежского и его ученика Романа Киржачского.
Однажды летом 1354 года они отправились в путь из родной обители в сторону реки Киржач. Дорога была длинной, путники выбились из сил и решили сделать остановку у подножия одного из холмов. Не найдя поблизости источников воды, Роман обратился к преподобному старцу с просьбой произнести молитву Богу, чтобы тот поднял воду из недр на поверхность земли и дал возможность им утолить жажду.
Преподобный Сергий помолился Господу и ударил посохом о склон горы. Из этого места в тот же час возник водопад холодной чистейшей воды, дав начало целительному источнику. Громкий шум, издаваемый падающим потоком воды, дал источнику название «Гремячий ключ».
Вокруг Гремячего ключа постепенно сформировался уникальный ансамбль церковного деревянного зодчества. Он включает три храма, звонницы, трапезные палаты, гостиничные и келейный корпуса, мосты и лестницы к водопадам, купели и многое другое.
Другие этапы пути
Струнино
Струнино во времена Древней Руси упоминается с 1492 года. Однако согласно древним преданиям, ещё в 1240 году через Струнино проезжал великий князь Александр Невский.
Существует легенда, что Иван Грозный приезжал в Струнино охотиться, как говорили раньше, «зверя струнить». Якобы именно из-за этого селение получило своё название. По другой версии, название города происходит от фамилии Струнины, одному из которых, Афанасию Тимофеевичу, в 1654 году царь Алексей Михайлович дал грамоту на владение земли неподалёку от селения Следнёво.
Также есть свидетельства, что в V–VII веках на территории района проживали угро-финские племена: меря, весь, мурома. В VII–X веках сюда пришли славянские племена: кривичи и новгородские словене. В X–XII веках на территории жили племена вятичей, в XIII–XIV веках через Струнино дважды проходила татарская орда.
Другие этапы пути
Село Большое Каринское
Во времена Древней Руси Большое Каринское входило в состав дворцовой волости, центром которой служила Александрова Слобода.
В 1492 году в селе Каринском были — двор митрополичий и 43 двора крестьянские.
Село упоминается в летописях во времена польсколитовского нашествия. Здесь в 1609 войска князя М. В. Скопина-Шуйского сразились с войсками Сапеги. Битва на Каринском поле закончилась победой русских войск.
В XV–XVIII веках Большое Каринское входило в состав Переславского уезда Замосковного края Московского царства.
Другие этапы пути
Александров
Александров во времена Древней Руси (бывшая Александровская слобода) был важной загородной резиденцией великих князей. Уже при Василии III здесь останавливался князь во время богомолья или при выезде на охоту. К 1513 году здесь высились церкви, окружённые каменными и деревянными жилыми палатами.
Во времена правления Ивана Грозного Александровская слобода приобрела особое значение. В 1565 году, после учреждения опричнины, царь выбрал Александров как место своего основного пребывания. Отсюда он управлял страной, здесь же принимал послов и проводил важные государственные дела. Проведя в Александрове 17 лет своего царствования, Иван Грозный внёс в его историю неизгладимый след.
Здесь работали государственные учреждения (приказы), принимались иноземные посольства. Слобода также стала центром книгописания и книгопечатания.
Во времена Петра I Александровская слобода превратилась «из государева моления в государево заточение» — место ссылки повинных особ царского семейства. В 1689 году Пётр I укрылся за стенами Успенского монастыря в Александровской слободе во время стрелецкого бунта в Москве. Здесь же он проводил военные учения со своими «потешными» полками.
По приказу Петра I к Распятской церквиколокольне были пристроены палаты, куда заточили его сводную сестру Марфу, насильно постриженную в местный монастырь под именем Маргариты. Марфа Алексеевна прожила в монастыре на положении узницы почти 10 лет, скончавшись в 1708 году.
Другие этапы пути
Село Старая Слобода
Во времена Древней Руси село Старая Слобода было дворцовым, принадлежащим великокняжескому двору. Здесь со времён Переяславль-Залесского княжества находилась летняя резиденция великих князей.
В состав великокняжеской усадьбы с названием Александрова Слобода входили большой деревянный теремный дворец, деревянная церковь, большая конюшня и каретник, а также другие хозяйственные постройки. Усадьба была удобна по расположению: от неё пути вели и в Переяславль-Залесский, и в Дмитров, и в Москву, и в Суздаль и Владимир.
Основание усадьбы и церкви состоялось предположительно во второй половине XII века. Возможно, первоначальная деревянная церковь была освящена во имя Святителя Николая Чудотворца.
Усадьба потеряла своё главное значение в начале XVI века, когда в декабре 1513 года великокняжеская усадьба переместилась в Новую Александрову Слободу, на месте которой сейчас стоит Александровский Успенский женский монастырь. На прежнем месте осталось дворцовое село Старая Слобода.
Другие этапы пути
Свято-Лукианова Мужская Пустынь
В «Лукьянцево-Бакшеевский» ландшафт входит Лукианова пустынь – мужской монастырь XVII-XVIII вв. Около села Бакшеево сохранились участки тракта XVIII века времён Екатерины II, который возник на месте посольского татарского двора времен Ивана Грозного. У деревни Степаниха остатки усадьбы рода Стромиловых XVIII-XIX вв. В этой зоне находятся курганный могильник XI-XII вв., поселения XIVXVI вв. Около монастыря обнаружены кости мамонта.
Другие этапы пути
Рюминское
Село Рюминское во времена Древней Руси было известно уже в XV веке. В 1460 году оно было завещано великим князем Василием Васильевичем Тёмным своей жене, княгине Марье Ярославне. С того времени и почти до конца XVII века Рюминское было в числе государевых дворцовых сёл.
В патриарших окладных книгах 1628 года в селе Рюминском значится «церковь святых чудотворцев Козмы и Дамиана». В 1754 году церковь сгорела, и вместо неё была построена новая, приобретённая из упразднённого Симеоновского монастыря, которая была освящена в 1777 году в то же наименование.
В 1806 году местные помещики Шубины решили построить каменный храм, который был освящён в 1808 году, тогда же построена каменная колокольня.
Другие этапы пути
Самарово Урочище
На месте современного урочища Самарово в Переславском районе Ярославской области было село Самарово. Оно располагалось на бывшей ямской дороге между Александровом и Переславлем-Залесским.
Село было куплено у Ивана Овцы великим князем Московским Симеоном Гордым и упоминается в завещании последнего 1353 года как дворцовое село. Таковым оно было при царе Иване Грозном.
В 1559 году село, бывшее до того вотчиной Ивана Брюхова, царём Иоанном Грозным было пожаловано Переславскому Данилову монастырю. В начале XVII века оно сильно пострадало от литовского разорения.
К 1627–1628 годам село восстановилось. В Самаровском приходе было две школы грамоты.
Возможно, много веков назад, в пору язычества, на Горе села Самарова было святилище идола, зажигались жертвенные костры, совершались обряды, а вместо церкви с колокольней стояло деревянное «било».
Другие этапы пути
Село Бибирево
Cело в Переславском районе Ярославской области при реке Трубеже.
Первые документальные сведения о Бибереве относятся к 1554 году. В то время оно было дворцовым селом, которое вскоре запустело и было отдано в поместье Болвану Скрипицыну, а затем приказано было в 1580 году передать его Василью Зубову и Петру Трусову.
В 1581 году царь Иван Грозный пожаловал село Биберево Данилову монастырю, во владении которого оставалось до секуляризации 1764 года. В начале XVII столетия оно значительно пострадало от Литовского нашествия.
Церковь существовала здесь уже в начале XVII столетия. В 1690 году здесь построена новая деревянная церковь архистратига Михаила, которая существовала до 1816 года.
В 1816 году на средства прихожан устроен в Бибереве каменный храм с колокольнею. Престолов в этом храме два: в холодном в честь архистратига Михаила, в приделе тёплом в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Другие этапы пути
Село Добрилово
Другие этапы пути
Переславль-Залесский
Переславль-Залесский во времена Древней Руси был основан в 1152 году Юрием Долгоруким на Плещеевом озере. В период своего основания город был известен как Переяславль, что в переводе с древнерусского языка означает «Перенявший славу».
В X–XI веках на северо-восточной окраине озера, на плато между оврагами Глинница и Белая Слуда, возник первый в тех краях городок, получивший имя Клещин. У пристаней города останавливались ладьи и струги, возившие товары из Волжской Болгарии в Новгородскую землю. Городские дома защищал вал трёхметровой высоты и протяжённостью в полкилометра, а подступы к городу на дорогах от Углича и Ростова прикрывали два небольших, но хорошо укреплённых монастыря.
Переславль-Залесский во времена Петра I был первым местом, где он постигал азы судостроения. Царь захотел сделать Плещеево озеро местом обучения мореходной науке.
Через год здесь возник целый городок с царским дворцом, «потешным» и «деловым» дворами с амбарами и мастерскими, где хранились материалы и изготавливались детали кораблей. Были здесь и кузница, судоверфь, на которой строили малые суда. Для их спуска на воду был прокопан канал. Пётр работал на верфи плотником.
По преданию, ботик, который хранится в музее-усадьбе, построил сам Пётр. Это единственное уцелевшее судно из «потешной» флотилии Петра.
Другие этапы пути
Сергиев Посад
Сергиев Посад во времена Петра I связан с событиями, которые произошли в ТроицеСергиевой лавре. В 1689 году за стенами обители укрылся молодой царь Пётр I, опасавшийся восстания стрельцов. Именно в Троице-Сергиевой лавре произошла расправа над сторонниками Софьи, и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.
Во времена Петра I в монастыре произошла перестройка. В 1692 году была построена трапезная палата с церковью преподобного Сергия, в конце XVII века — Царские Чертоги, в 1693–1699 годах — Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
После Азовских походов 1695 и 1696 годов в монастыре царь отслужил благодарственный молебен преподобному Сергию и радонежским чудотворцам, сделал щедрые пожертвования.
Также во времена Петра I Троице-Сергиева лавра собирала средства для строительства флота.
Блинная гора - довольно высокий холм, расположенный на берегу реки Кончуры
В прошлом здесь располагался Блинный двор (Блинная слобода) - легендарное место, где следующие в Лавру паломники могли найти еду и ночлег. Здесь появились гостиницы и трактиры, где готовили местный деликатес - Троицкие блины.
Смотровая площадка на Блинной горе - одна из самых популярных туристических достопримечательностей подмосковного Сергиева Посада, расположенная на перекрёстке Сергиевской и Вознесенской улиц на полпути от железнодорожной станции Сергиев Посад к СвятоТроицкой Сергиевой Лавре.
Келарский пруд
Мельничный, рыболовный, прогулочный.
Келарский пруд устроен в 1552 году по приказу монастырского келаря для хозяйственных нужд.
Вдоль прудов располагались многочисленные амбары и мельницы троицкого хозяйства. Сила весенних паводков в XVI–XVII веках использовалась для обмолота зерна.
В начале XIX века Келарский пруд был укреплен белокаменной плотиной (речки Кончура и Копнинка). Крупные паводки были здесь в 1937 году, начале 1960-х, 2012- м. В 1970-х годах пруд был оборудован противопаводковой системой. Келарский пруд — единственный водоем города, оборудованный таким образом.
В начале XIX века Келарский пруд был укреплен белокаменной плотиной (речки Кончура и Копнинка). Крупные паводки были здесь в 1937 году, начале 1960-х, 2012- м. В 1970-х годах пруд был оборудован противопаводковой системой. Келарский пруд — единственный водоем города, оборудованный таким образом.
В XIX — первой половине XX века лед с пруда заготавливали для обеспечения складов скоропортящихся продуктов.
Скитские пруды
Парк «Скитские пруды» в Сергиевом Посаде ведет свою историю с бывшего парадного сада, окружавшего летний дворец российских государей, который был построен для комфортного пребывания царственных особ на богомолье в Троице-Сергиевой лавре. В нем «квартировали» Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Со временем дворец перешел во владение монастыря, здесь разместили наставников и учащихся духовного училища, а сад, лишившись постоянного ухода, постепенно превратился в лесопарк.
По легенде, на дне Скитского пруда до сих пор лежит мраморная плита с фасада дворца. Того, кто сумеет при купании найти ее под слоем ила и оттолкнуться, ждет удача — так утверждают старожилы.
Центральный водоем парка, Скитский пруд, был искусственно создан в середине 18 века в природных оврагах, куда отвели рукава рек Коперка и Корбуха. Второй пруд, Гефсиманский, разделяет территорию между Черниговским и Гефсиманским скитами. До 1960- х гг. на водоемах работало рыбное хозяйство, где разводили зеркального карпа, сегодня же и парк, и водоем полностью отданы под почетное дело отдыха.
Увидеть, как выглядели берега Скитского пруда в конце 19 века, можно, обратившись к картине художника Нестерова «Пустынник».
Черниговский лес
Черниговский лес — это старейший лесной массив в окрестностях Гефсиманского Черниговского скита, вплотную примыкающий к Сергиеву Посаду с северо-востока.
В лесу, практически в черте отличие от других окрестных лесов, остались муравейники, встречаются многие виды редких птиц. В этих местах любил охотиться известный писатель Михаил Пришвин.
Река Торгоша
В XIII веке Торгоша была частью речного торгового пути, связывавшего Клязьму с верхней Волгой. Торговые суда заходили в реку с левого притока Клязьмы – Вори. Затем они шли вверх по течению Торгоши до окрестностей деревни Наугольное. Около Наугольного суда покидали русло Торгоши – их уже волоком тянули до реки Куньи, по которой они и входили в Волгу.
Берега Торгоши преимущественно высокие, холмистые, крутые. Русло часто делает петли и изгибы. Иногда они настолько сильные, что место, образованное одним из таких изгибов, получило название Коськиного полуострова.
В старые времена по руслу проходила граница между Александровским уездом Владимирской и Дмитровским уездами Московской губернии. Тогда же на реке стояли мукомольные мельницы.
В XX веке река была украшена двумя искусственными озерами – Лесным, что на Ферме, и Соловьиным, на окраине Птицеграда.
Воды реки Торгоши доходят до самого Каспийского моря – через реки Ворю, Клязьму, Оку и Волгу.
Торбеевское озеро
Происхождение озера искусственное: оно появилось на месте небольшого водоёма после постройки плотины. Озеро богато крупным карасём, также ловится карп, особенно в мелких заливах.
На побережье встречается много болотистых участков и камышовых зарослей, но есть и песок, что даёт возможность загорать и купаться. Озеро окружено реликтовым лесом.
На берегу озера располагается парк-отель «Торбеево озеро». Туристическая база предоставляет отдыхающим домики и палаточный городок для ночёвок, обустроенный песчаный пляж, детские и спортивные площадки, мангальные зоны с беседками, русскую баню, шатры для проведения корпоративных, свадебных и дружеских вечеринок, кафе, таверну, пункт проката и вместительную автомобильную стоянку.
Водопад Гремячий
Самый известный и крупный водопад Подмосковья.
Высота водопада составляет почти 20 метров. Он расположен на горном обрыве под названием Вондиги, откуда стекает каскадом, а в середине горного массива бьёт несколько ключей.
Вода в этом месте считается священной. Она имеет необычный мягкий вкус, так как обогащена радоном. Температура воды составляет около 5–6 градусов в любое время года, расход — 5 литров в секунду.
По легенде, водопад возник благодаря молитве Сергия Радонежского. На месте, где сейчас бьют ключи, преподобный Сергий вознёс молитвы за освобождение Русской Земли от нашествия татаро-монгол и за сплочение княжеств. В ознаменование этой молитвы забили ключи на склоне горы.
Урочище Дубки
Памятник природы регионального значения на западной окраине города Струнино.
Это останец искусственно созданной дубравы, оформленной в виде регулярного парка и переходящей в лесопарковую зону. Территория занимает плоский водораздел в верхнем течении реки Пичкура.
Площадь урочища — 55,73 гектара. Здесь произрастают лиственные деревья, в основном — дубы. Есть в парке деревья, возраст которых перевалил уже за век.
Возраст деревьев в северной части составляет 50–60 лет, в южной — свыше 100 лет. В южной части бонитет дуба выше, деревья лучше развиты. Между дубовыми куртинами встречаются отдельные деревья ели с диаметром ствола до 60 см и более, с хорошо развитой низко опушённой кроной.
Каринское озеро
Озеро имеет ледниковое происхождение и двойное дно. Площадь водной поверхности — не более 3 га. По преданию, своё название озеро получило от слова «кара» — якобы на его берегу опричники Грозного царя жестоко истязали местных крестьян.
Озеро не предназначено для купания, по большей части его функция — рыбалка. В озере обитают щука, платва, лещ, подлещик, карась и другие виды рыб.
Рядом с озером находится Каринское поле — историческое место: в 1604 году на этом поле состоялась решающая битва между русскими и литовско-польскими интервентами, в ходе которой победу одержало войско Российского государства.
По преданию свое название озеро получило от слова «кара». Якобы, на его берегу, опричники Грозного царя жестоко истязали местных крестьян. Близ озера найдены древние стоянки, поселения, славянский курган.
Река Серая
Прежнее название Шера, Сера, в переводе с угро-финского - река.
Смотровая площадка - небольшой участок правого берега здешней реки Серая, расположенный непосредственно между речным руслом и улицей Пески Набережные, слева от моста, ведущего в Александровскую Слободу.
Река делит город Александров на две неровные части: Заречье и Посад. Сейчас эти названия не бытуют. Сейчас Заречье украшает кремль - небольшая каменная крепость. В Посаде вдоль реки давно расселились слободками ремесленники, торговцы и служилые граждане.
Современная связь Заречья и Посада налажена по мостам: Стрелецкому и Банному (прежде названному Кузнечный). В начале 20-го века исчез Киржачский мост, соединявший древний Киржачский тракт с Посадом, надобность в нем отпала после открытия железной дороги.
В 1869 году уже за пределами города через реку был построен красивый «Чугунный» мост. Есть сведения о каменной плотине у Стрелецкого моста. Существование ее относят к временам Ивана Грозного. Во времена Елизаветы Петровны вода поступала на вино куренный завод (место около дома № 1 по ул. Стрелецкая набережная).
В конце XVIII - начале XIX веков берега реки между Сноповской плотиной и Кузнечным мостом начинают обустраиваться кожевенными и красильноотбеливающими предприятиями. В советские годы напротив корпуса картонного цеха фабрики «Возрождение» (комбинат «Искож»), на реке также была небольшая плотина для водозабора.
Парк «Свистуша»
Парковая зеленая зона, в черте города, на берегу реки Серой, площадью 10 гектаров нетронутой цивилизацией земли, расположена между отелем и музеем «Александровская слобода», в десяти минутах ходьбы от этих объектов.
Эта местность называется «Свистушей» со времен 16 века. Когда здесь на горе стояла немецкая слобода, в ней жили иностранные гости, которых охраняли стрельцы, которые обходя слободу дозором, пересвистывались.
Здесь проводятся массовые гулянья: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, летние и осенние фестивали. Снежная горка, катание на мотосанях зимой, на лошадках, качелях, каруселях и зимой, и летом.
На территории «Свистуши» располагается канатный спуск «Троллей». Это единственное уникальное сооружение, единственное в России, с протяженностью 500 метров от отеля до «Свистуши». На коем с высоты птичьего полета, вы сможете увидеть всю панораму Александрова и прокатиться с ветерком.
Немецкие горы
Природно-ландшафтный комплекс «Немецкие горы" — водоохранная зона рек Серой и Нюньги, а так же часть зелёной зоны города Александрова.
Здесь были найдены поселения людей XIII—XVI вв., останки монастыря Симеона Столпника, основателем которого считается Иван Грозный. Монастырь был разрушен в годы польско-литовской интервенции 1609−1612 гг. В XVI веке вблизи него располагался посольский двор Ивана IV.
В народе в то время всех иностранцев, прибывающих в Россию, называли «немцами», отсюда и произошло название местности «Немецкие горы». Здесь со своими «потешными полками» в 1689 году проводил учения Пётр I.
Дичковское озеро
Водоохранная зона рек Серой и Нюньги, а так же часть зелёной зоны города Александрова.
Здесь были найдены поселения людей XIII-XVI вв., останки монастыря Симеона Столпника, основателем которого считается Иван Грозный. Монастырь был разрушен в годы польско-литовской интервенции 1609-1612 гг. В XVI веке вблизи него располагался посольский двор Ивана IV.
В народе в то время всех иностранцев, прибывающих в Россию, называли «немцами», отсюда и произошло название местности «Немецкие горы». Здесь со своими «потешными полками» в 1689 году проводил учения Пётр I.
Зеленцино
«Зеленцино» - зона находится в районе села Зеленцино, близ города Карабаново. Источником целебной воды с повышенным содержанием серебра является расположенный здесь «Святой колодец».
В окрестностях находится много археологических памятников: древние стоянки, древнерусские поселения, курганные могильники XII-XIV вв.
К северо-востоку от города Карабаново находится заказник «Поганая лохань» с водоёмом карстового происхождения, где из разлома, глубиной около 200 метров, на поверхность выходят воды.
Беляева гора
Водоохранная зона реки Молокча между деревней Перематкино и селом Снятиново.
По преданию на «Беляевой горе» возможно, захоронен клад хана Едигея, она хранит следы древних поселений и старинной усадьбы с великолепной липовой аллеей и родником.
Пречистино-Чернецкое
Водоохранная зона рек Малый Киржач и Еловка.
Здесь располагался митрополичий Пречистинский монастырь XIV-XVI вв. и находится более 20 памятников археологии. В первой половине XIII века этот густозаселенный район подвергался монголо-татарскому разорению.
Музей рукотворного камня
Александров, ул. Институтская, 1 (здание ВНИИСИМС) ВНИИСИМС - Всероссийский научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья. Здесь расположен «Музей рукотворного камня».
«Музей рукотворного камня» - уникальный в своем роде музей. Здесь имеются экспонаты, которые нельзя увидеть больше нигде в мире, поскольку, технологиями их выращивания обладает только ВНИИСИМС.
В музее можно купить ювелирные изделия, сувениры, изготовленные из искусственных кристаллов и природных камнесамоцветов.
Начало созданию музея, функционирующего с 1964 года, положила традиция сбора разновидностей выращиваемых кристаллов.
Выставка имеет два раздела: коллекцию синтетических кристаллов и изделий из них и коллекцию природных камнесамоцветов и горных пород. Экспозиция рассказывает о методах синтеза кристаллов для применения в областях высоких технологий и в ювелирном производстве. Здесь выставлены кристаллы, выращенные во ВНИИСИМСе впервые в мире и кристаллы 21 века.
Свято-Лукианова мужская пустынь
В «Лукьянцево-Бакшеевский» ландшафт входит Лукианова пустынь – мужской монастырь XVII-XVIII вв. Около села Бакшеево сохранились участки тракта XVIII века времён Екатерины II, который возник на месте посольского татарского двора времен Ивана Грозного. У деревни Степаниха остатки усадьбы рода Стромиловых XVIII-XIX вв. В этой зоне находятся курганный могильник XI-XII вв., поселения XIVXVI вв. Около монастыря обнаружены кости мамонта.
Озеро Дьяконово
Говорят, что название озеру дал безвестный дьяк, который, избегая светской суеты и шума, поселился отшельником вблизи красивого озера, окруженного со всех сторон дремучими лесами. А потом к этой легенде добавились другие. О топивших свои жертвы в Дьяконовом озере разбойниках, промышлявших на дороге, ведущей через ТроицеСергиеву лавру и Александров в Переславль. О золотой карете самой Екатерины Великой, оставшейся навечно в нем (а глубина у озера, поговаривают, достигает 50 метров). О пойманной рыбаками щуке, на которой оказалась метка, свидетельствующая о том, что она была окольцована на Плещеевом озере в Переславле-Залесском.
Ландшафт украшает церковь Тихвинской иконы Божьей Матери 19 века. В селе Рюминское имеется озеро Дьяконово.
Плещеево озеро
Национальный парк Плещеево озеро.
Целью создания национального парка «Плещеево озеро», его миссией является сохранение и восстановление уникального природно-исторического комплекса в районе города Переславля-Залесского и жемчужины Верхней Волги – озера Плещеево с эндемичной популяцией переславской ряпушки.
Образован национальный парк в 1988 году Постановлением Совета Министров РСФСР.
В 1998 году Постановлением Правительства РФ 17.07.1998 г. № 777 Переславский Природноисторический национальный парк переименован в национальный парк «Плещеево озеро» и объявлен особо охраняемой природной территорией. С 2000 г. парк находился в ведении Министерства природных ресурсов РФ. В настоящий момент подчиняется Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Общая площадь парка — 23 790 га. На территории парка расположены один памятник природы (Криушкинский родник), 26 памятников археологии, два исторических и два архитектурных памятника.
Основные типы растительности национального парка — лесной и болотный (леса занимают около 48 % общей площади). Главные лесообразующие породы — мелколиственные (осина, берёза), а также темнохвойные (ель, сосна). Небольшие участки занимают дуб, липа, клён, ясень, ольха. Дубравы занимают около 1 % площади. Здесь проходит северная граница ареала дуба черешчатого.
На территории парка обитает около 300 видов позвоночных: 60 видов млекопитающих, среди которых находятся под охраной олень-марал, косуля, белкалетяга, бурозубка-крошка, 210 видов птиц, среди которых имеются редкие — серая цапля, серый гусь, лебедь-кликун и серый журавль. В водоёмах национального парка водится 19 видов рыб, в том числе эндемичная форма европейской ряпушки — переславская ряпушка. Среди них животные, занесённые в Красную книгу России: орланбелохвост, сокол-сапсан, скопа, чёрный аист, среднерусская белая куропатка, выхухоль, мнемозина.
Дендрологический сад
Дендрологический сад имени С.Ф. Харитонова находится в парке Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева в Москве. Он был заложен в 1862 году и открыт для посещения в 1870 году
Назначение сада — испытание в условиях Средней России деревьев и кустарников из различных частей света. Коллекция насчитывает более 860 наименований древесных растений.
Синий камень
Один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси.
Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ—XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.
Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге.
В народном сознании камень оказался связанным со стоящей неподалёку от его нынешнего местонахождения Александровой горой, на которой некогда проводились игрища с куклой Ярилы. Согласно легенде, камень якобы был сброшен с горы по личному указу царя Василия Шуйского. Этот сюжет, по всей видимости, — плод народной фантазии, поскольку не находит подтверждения в исторических документах. Несмотря на это, недостоверное предание об Александровой горе и Василии Шуйском постоянно тиражируется различными туристическими справочниками.
Река Трубеж
В 1930—1950-е годы Трубежница и Чернавка представляли собой полноводные реки с высокими берегами, разнообразием и обилием рыб, сосновыми лесами. Осушение болот и заболоченных территорий привело к понижению уровня грунтовых вод и перераспределению объёмов воды. Поэтому полноводная когда-то река Трубеж превратилась в «ручей», так как подземное питание Трубежа и всех остальных притоков озера сократилось.
В устье реки Трубеж находится Рыбная слобода, один из районов города Переславль-Залесского.
По берегу реки Трубеж проходит водоохранная зона шириной 100 метров, где строго ограничена хозяйственная деятельность.
Александрова гора
Возвышенность в Ярославской области на берегу Плещеева озера. Находится на территории национального парка «Плещеево озеро».
Гора представляет собой поросшую травой возвышенность высотой 30 м. У неё пологие склоны и плоская вершина, с которой открывается вид на Плещеево озеро, окрестности Переславля-Залесского и отдалённые монастыри.
Происхождение Александровой горы искусственное: это обнаружилось в середине XIX века. Возвышенность является насыпной, причём сооружали её постепенно, в разные эпохи. У Александровой горы есть и другие названия: Лысая и Ярилина плешь. На вершине установлен православный крест в память о древнем Александровом монастыре, который некогда находился в этом месте.
Каждое лето здесь проводят одноимённый исторический фестиваль русской культуры и искусства, в рамках которого все желающие могут посмотреть на реконструкцию Невской битвы.
Городище Клещин
Археологический памятник, расположенный на берегу Плещеева озера. Он представляет собой земляной вал, который когда-то был защитным сооружением древнего поселения.
В состав Клещинского археологического комплекса входят крепостные валы древнего славянского городища Клещина, Александрова гора и Синий камень. Центральная часть города была защищена полукилометровым валом, который достигал в высоту 3-х метров. По гребню земляных валов шла деревянная стена с башнями, четыре из которых были проезжими.
В 1152 году Юрий Долгорукий перенёс крепость на новое место — на берег реки Трубеж — и основал там город Переславль-Залесский. Клещин опустел, разрушился, а его некогда богатый торговый и ремесленный посад превратился в рядовое село Городище, которое существует по сей день. Сейчас на месте расположения некогда процветавшего города сохранились остатки земляных валов и остатки дорог, которые когда-то вели от пристани на озере в город.
Земляные валы
В центре древнего Переславля-Залесского возвышаются земляные валы. Это остатки древних оборонительных сооружений, которые дошли до нас с середины XII века практически в неизменном виде. Они являются самыми большими по длине и высоте из сохранившихся до наших дней земляных валов Северо-Восточной Руси.
Валы представляют собой земляную насыпь, внутри которой сохранились остатки деревянных срубов. Вначале строители крепости ставили так называемую клеть (деревянный сруб) внутрь и снаружи которой насыпали землю.
Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра - крупнейший в стране православный мужской монастырь, расположенный в Сергиевом Посаде. Он подчиняется непосредственно Патриарху.
В основанной почти 7 столетий назад обители в настоящее время проживает около 200 монахов. Комплекс монастырских храмов в 1993 году вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры XV–XVIII веков.
Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году. После нескольких лет одинокого подвижничества преподобного Сергия на Маковец пришли новые насельники, и пустынь превратилась в особножительный монастырь.
В Средние века монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа. Согласно принятой историографии, принимал участие в борьбе против монголо-татарского ига; противодействовал сторонникам правительств Лжедмитрия II, Лжедмитрия III, Семибоярщины, польско-литовским войскам в Смутное время (см. Троицкая осада, Второе ополчение), поддержал Петра I в противостоянии царевне Софье.
Другие святыни
Гефсиманский Черниговский скит
Гефсиманский Черниговский скит - скит Троице-Сергиевой лавры в 3 км к востоку от лавры, на северном берегу восточного залива верхнего Скитского (Корбушинского) пруда. На противоположном берегу располагался Гефсиманский скит, от которого до наших дней дошла лишь ограда с башенками и к которому в XIX веке он был приписан. Гефсиманский скит, в свою очередь, был приписан к лавре. На 2022 год на части территории бывшего Гефсиманского скита располагается военная часть 51105 (ЦФТИ — Центральный физико-технический институт 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации), а также училище.
Гефсиманский скит был основан в 1843—1844 годах. Уже в 1845 году на месте будущего Черниговского скита, в Исаковской роще, появились деревянные кельи монахов Гефсиманского скита, склонных к особенно строгому уединению. В 1847 году московский юродивый Филиппушка (Хорев), одно время живший при лавре, переселился в Исаковскую рощу. Именно этот год обычно называют датой основания Черниговского скита.
В 1852 году в пещерную церковь Александра Филиппова пожертвовала Черниговскую икону Божией Матери. Икона явила более 100 чудес и исцелений. По названию иконы скит в 1890-е годы получил своё имя. В том же 1852 году в скит пришёл Василий Меркулов, в 1866 году принял монашеский постриг под именем Варнава. Он приобрёл широкую известность, в январе 1905 года его посетил Николай II.
Другие святыни
Параклитова пустынь
От Черниговского скита Александровская дорога уходит в Черниговский лесу: вам предстоит пройти 7 км по старейшему красивому лесу. Путь проходит через поселок Туркмен до Параклитовой пустыни.
Параклитова пустынь - скит (подворье) Троице-Сергиевой лавры. Основан в 1858 году для «безмолвного уединения некоторых старцев Гефсиманского скита» архимандритом Антонием недалеко от древнего Свято-Никольского монастыря (упразднён в 1562 году). Пустынь и её главный храм посвящены Святому Духу Параклиту (греч. παράκλητος — утешитель).
В 1857 году у Государя Александра Николаевича родился сын - Великий князь Сергей Александрович. В честь радостного события император подарил Троице-Сергиевой Лавре несколько десятин леса возле Гефсиманского скита. Ближайшие селения отстояли отсюда на два с половиной километра, проезжих дорог не было. Такое место как раз и искали для безмолвного уединения старцы Гефсиманского скита. В конце XIX века в скиту подвизались 12 монахов и столько же послушников – по числу Апостолов.
Ныне действует как скит и приходской храм ТроицеСергиевой лавры.
Другие святыни
Гремячий ключ
От Параклитовой пустыни Александрова дорога, проходя под Ярославским шоссе, выводит туристов к селу Дерюзино (минуя Дерюзинскую птицеферму). Минуя населенный пункт, туристы продолжают путь вдоль реки Вондига до самого Гремячего ключа. На пути их ждут переходы через мостики, сделанные командой проекта.
В один из дней далёкого XIV века, после субботнего богослужения преподобный Сергий Радонежский, по христианскому смирению покинувший основанную им обитель Святой Троицы, удалился в леса в поисках пустынного места. Вслед за ним отправились и некоторые его ученики. Спустя три года по их просьбе и благословению митрополита Московского Алексия святой вернется в свой монастырь, именуемый сегодня Троице-Сергиевой Лаврой.
Среди верных его учеников и последователей был инок Роман, причисленный позднее к лику святых и известный, как Роман Киржачский. Вместе с преподобным Сергием в 1371 году они построили в лесах Владимирской земли храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – будущий Благовещенский монастырь, игуменом которого и стал преподобный Роман. Как гласит благочестивое предание, по пути во Владимирские пределы, примерно в 20 километрах от Троицкой обители инок Роман возжаждал, и просил преподобного Сергия помолиться ко Господу о даровании воды. Видя горячую веру ученика, игумен совершил молитву у склона горы, из которой тотчас начали бить цельбоносные водопады. Этот источник, именуемый в народе «Гремячий ключ», и по сей день дарует исцеление духовное и телесное всем, приходящим сюда с верой, надеждой и благоговением.
Другие святыни
Зосимова пустынь
От Гремячего ключа дорога ведет через лес. Путники пройдут границу Московской и Владимирской областей, минуют Слотино и пройдя военную часть, окажутся в Зосимовой пустыни. Вся территория вокруг – бывшие военные полигоны.
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь - мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви. Основана в 1680-х годах схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии.
Спустя некоторое время в монастырь устремились многочисленные паломники. Среди них, в частности, была Наталья Алексеевна, сестра Петра I. Однако после кончины старца Зосимы большая часть братии покинула монастырь, который практически запустел. Тем не менее могила праведника почиталась окрестными жителями как святыня.
Сюда, как гласит предание, наведывалась будущая российская императрица Елизавета Петровна, которая не по своей воле долгое время проживала в расположенном поблизости городе Александрове.
Другие святыни
Струнино
Струнино ́ — город (с 1938 г.) в Александровском районе Владимирской области России.
Образует муниципальное образование город Струнино со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе.
Дата основания не установлена. Упоминается с 1492 года, однако согласно древним преданиям, ещё в 1240 году через Струнино проезжал великий князь Александр Невский.
Предположительно, название города происходит от фамилии Струнины, одному из которых, Афанасию Тимофеевичу в 1654 году царь Алексей Михайлович дал грамоту на владение земли неподалёку от селения Следнёво. Существует легенда, что Иван Грозный приезжал в Струнино охотиться, как говорили раньше, «зверя струнить».
В 1874 году А. И. Барановым при слиянии рек Чёрной и Горелый Крест, у железной дороги Москва — Ярославль, проложенной в 1873 году, была основана текстильная фабрика. 20 декабря 1874 года Баранову губернские власти разрешили строительство красильно-набивного заведения. Это считается официальной датой основания крупного текстильного предприятия, названного Соколовской мануфактурой (впоследствии комбинат «Пятый Октябрь»). В 1876—1877 годах был построен ткацкий, а в 1881-м — прядильный корпус.
В 1892 году была построена школа, в 1895 году — больница на 50 коек, богадельня, баня, а в 1898 году — церковь, заложен парк (ныне «Урочище Дубки»).
Другие святыни
Село Большое Каринское
Село расположено в 4 км к западу от Александрова на берегу речки Пичкура, близ автодороги Александров — Струнино.
1492 году в селе Каринском были — двор митрополичий и 43 двора крестьянские.
В далеком прошлом Каринское входило в состав дворцовой волости, центром которой служила Александрова Слобода. Село упоминается в летописях во времена польско-литовского нашествия. Здесь войска князя М. В. Скопина-Шуйского сразились с войсками Сапеги. Битва на Каринском поле закончилась победой русских войск.
В XV—XVIII веках село входило в состав Переславского уезда Замосковного края Московского царства.
В XIX — начале XX века деревня входила в состав Александровской волости Александровского уезда. В 1859 году в деревне числилось 78 дворов, в 1905 году — 110 дворов.
В настоящее время в селе сохранилась Церковь Иоанна Предтечи (1817).
Другие святыни
Александров
Поселение города известно с середины XIV века, в документах XIV-XV веков упоминается под названием Великая слобода, с начала XVI века — Новое село Александровское и Александрова (Александровская) слобода. Близость слободы к Москве, Троице-Сергиеву монастырю и Переславлю-Залесскому сделало её в XV веке местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье.
В духовной грамоте Ивана III (1504 год) Новое село Александровское было завещано его сыну Василию, будущему великому князю Василию III. В 1509-1515 годах был выстроен большой комплекс из нескольких дворцовых, четырёх храмовых и целого ряда хозяйственных сооружений — одна из дальних резиденций князя.
3 декабря 1564 года Иван Грозный из Москвы отправился на богомолье. После молитв и традиционной службы Иван IV отправился не в Москву, а в Александрову слободу. К осени 1565 года в Александрову слободу сошлись все нити внутреннего управления. До 1581 года слобода являлась главным политическим и культурным центром Русского государства, центром опричнины. Здесь царь и его семья находились во время «Моровой язвы» — чумы, охватившей Москву в 1568 году.
В 1569 году сюда из Москвы была перевезена первая в России типография. В Александровской слободе в 1571 году проходил царский смотр невест. Со всей Руси сюда приехали две тысячи красавиц, из которых Иван Грозный выбрал себе в жёны Марфу Собакину.
В ноябре 1581 года в Александровской слободе умер или был убит отцом царевич Иван. После смерти сына царь покинул слободу навсегда.
В начале XIX века в Александрове и Александровском уезде получило распространение хлопчатобумажный промысел, в городе действовали крупнейшие в России ткацкие мануфактуры: Троицко-Александровская и Соколовская.
Успенский Александровский женский монастырь. Основан преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора в Александровой слободе в 1651 году по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.
Духовником монастыря с 1662 года стал преподобный Корнилий Александровский, настоятель Лукиановой пустыни. При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Трудами преподобного Корнилия архитектурный ансамбль обители принял тот вид, который имеет в настоящее время. Преподобным старцем были построены каменный келейный корпус, каменная ограда с башнями и Святыми вратами с церковью великомученика Феодора Стратилата, больничный корпус с церковью Сретения Господня. 10 ноября 1991 года Успенская женская обитель открылась вновь.
Другие святыни
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
Находится в 15 км от г. Александрова Владимирской обл. Обитель была основана в сер. XIV в. преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печерского монастыря, который поставил здесь храм во имя Живоначальной Троицы. В 1558 г. северный предел Троицкого храма во имя прп. Стефана, мощи которого покоились там под супдом, был освящен в присутствии Иоанна Грозного и его супруги Анастасии.
После Смутного времени новый подъем Стефано-Махрищского монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, 1731-1812), выдающегося богослова и проповедника.
В 1923 г. обитель была закрыта. В стенах монастыря в разное время размещались: сельскохозяйственная школа, детский дом для беспризорных детей, больница, в закрытых храмах — склады.
В 1993 г. в полуразрушенном корпусе поселились первые насельницы. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, в 1995 г. стал самостоятельным монастырем. В 2004 г. монастырь обрел статус ставропигиального.
Другие святыни
Село Старая Слобода
Село с незапамятных времен было дворцовым, принадлежащим великокняжескому двору. Здесь со времен Переяславль-Залесского княжества находилась летняя резиденция великих князей. В состав великокняжеской усадьбы с названием Александрова Слобода входили большой деревянный теремный дворец, деревянная церковь, большая конюшня и каретник, а также другие хозяйственные постройки.
Усадьба была исключительно удобна по расположению, от нее пути вели и в Переславль-Залесский, и в Дмитров, и в Москву, и в Суздаль и Владимир. Поскольку центром земли был Переславль-Залесский, то в усадьбе Александровой Слободы бывали все переяславские князья, в том числе великий князь Александр Невский.
Основание усадьбы и церкви состоялось предположительно во второй половине XII века. Возможно, первоначальная деревянная церковь была освящена во имя Святителя Николая Чудотворца. Усадьба потеряла свое главное значение в начале XVI века, когда в декабре 1513 года великокняжеская усадьба переместилась в Новую Александрову Слободу, на месте которой сейчас стоит Александровский Успенский женский монастырь. На прежнем месте осталось дворцовое село Старая Слобода.
Летом 1689 года село оказалось в центре событий, связанных с маневрами так называемых потешных войск, которые проводил здесь юный царь Пётр Алексеевич и генерал, англичанин Патрик Гордон с Преображенским и Семеновскими полками.
Другие святыни
Свято-Лукианова мужская пустынь
Пустынь названа по имени основателя монаха Лукиана. Учреждена в 1650 году. Обитель основана прп. Лукианом на месте чудесного явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы.
На месте Лукиановой пустыни было прежде место, называемое «Псковитиново Раменье». Здесь на пустоши в лесу, на болоте стояла церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь сия перенесена была из села Игнатьева; потому что Сама Матерь Божия указала быть на этом месте храму, чудным знамением от своей иконы.
Легендарная версия создания монастыря гласит, что в 1594 году благоговейный иерей Григорий просил построить храм в честь Рождества Богородицы в деревне Игнатьеве, неподалёку от того места, где находится монастырь. Храмовая икона церкви, согласно преданию, трижды перешла из сельской церкви на место, где появилась в будущем монашеская обитель. Священник Григорий якобы прибыл после этих событий в Москву и рассказал о них патриарху Иову. Патриарх благословил перенести храм на то место, куда переходила икона.
Преподобный Лукиан (родом из Галича) из Покровского (Угличского) монастыря пришёл искать пустынного места для подвигов безмолвия в пределы Переславля-Залесского в слободу Александровскую, и по указанию поселян Марка и Семёна поселился с ними близ этой запустелой церкви.
Церковь Псковитина Раменья пережила Литовское разорение 1611 года и, следовательно, существовала до 1611 года.
Другие святыни
Село Рюминское
Cело в Александровском муниципальном районе Владимирской области России.
В 1460 году село Рюминское было завещано великим князем Василием Васильевичем княгине Марье Ярославне, с того времени и почти до конца XVII века оно было в числе государевых дворцовых сел. Известно, что царь Федор Алексеевич во время своего богомольного похода в Переславль-Залесский в 1676 году проходил через Рюминское и ночевал здесь.
В 1688 году цари Пётр и Иоанн Алексеевичи пожаловали Рюминское своему ближнему боярину, ставшему тестем царя Иоанна, Федору Петровичу Салтыкову со всеми угодьями с правом продать её, заложить и в приданое дать, только не отдавать её в монастырь по душе; в случае неимения никаких прямых наследников пожалованная вотчина отписывается опять на государя.
От Салтыковых Рюминское перешло во владение князя Ивана Федоровича Ромодановского. В 1722 году оно поступило в приданое дочери князя Ромодановского Екатерине, которая была выдана замуж за графа Головкина, но в 1742 году Головкин был сослан в Сибирь и его приданная вотчина была отобрана в казну. В следующем году эта вотчина пожалована императрицей Елизаветой Петровной генерал-майору Алексею Шубину и роду этих помещиков Рюминская вотчина принадлежала до упразднения крепостного права в 1861 году.
Другие святыни
Самарово урочище
Сама́рово — село в Переславском районе Ярославской области при речке Серокше. В настоящее время пустошь. Село куплено у Ивана Овцы великим князем Московским Симеоном Гордым и упоминается в завещании последнего 1353 года как дворцовое село. Таковым оно было при царе Иване Грозном. До 1558 года село Самарово Никитского стана было во владении Ивана Ивановича Брюхова. В этом году Иван Грозный отдал село в вотчину Данилову монастырю, во владении которого состояло до секуляризации 1764 года.
В Смутное время при нашествии поляков часть самаровских крестьян была привлечена ими к осаде Троице-Сергиева монастыря, причём некоторые были убиты, а оставшиеся дома погибли от тех же поляков. «То село, — говорится в дозорной книге 1609 года, — воры литовские люди выжгли, а крестьян высекли 74 человека». От пожара осталась деревянная церковь да 5 дворов бобыльских, после убитых крестьян хлеб в гумнах и с поля увезли весь русские ратные люди, а жёны и дети убитых крестьян по миру разошлись без вести. Одного крестьянина силой захватил помещик Михайло Федосеев и посадил в своём поместье. Остальные оставшиеся в живых крестьяне разошлись. К 1627-28 годам село восстановилось. В Самаровском приходе было две школы грамоты.
От Самарова урочища Александрова дорога проходит через живописный лес до села Бибирево, которое находится на реке Трубеж. На пути путники увидят заброшенный каменный храм Михаила Архангела.
Другие святыни
Село Бибирево
Cело в Переславском районе Ярославской области при реке Трубеже.
Первые документальные сведения о Бибереве относятся к 1554 году. В то время оно было дворцовым селом, которое вскоре запустело и было отдано в поместье Болвану Скрипицыну, а затем приказано было в 1580 году передать его Василью Зубову и Петру Трусову. В 1581 году царь Иван Грозный пожаловал село Биберево Данилову монастырю, во владении которого оставалось до секуляризации 1764 года. В начале XVII столетия оно значительно пострадало от Литовского нашествия.
Церковь существовала здесь уже в начале XVII столетия. В 1690 году здесь построена новая деревянная церковь архистратига Михаила, которая существовала до 1816 года.
В 1816 году на средства прихожан устроен в Бибереве каменный храм с колокольнею. Престолов в этом храме два: в холодном в честь архистратига Михаила, в приделе тёплом в честь Тихвинской иконы Божией Матери. С 1891 года в Бибереве была школа грамоты.
От Бибирево до Добрилово путников ожидает совсем небольшой переход. Обе деревни располагаются рядом друг к другу.
Другие святыни
Добрилово
Село в Переславском районе Ярославской области при реке Трубеже.
Село Добрилово принадлежало Борисоглебскому Надозёрному монастырю с 1562 года до секуляризации 1764 года. В 1562 году здесь была деревянная церковь апостола Филиппа.
Около 1678 года здесь построена деревянная церковь в честь Богоявления. К 1760 году эта церковь обветшала и с благословения преосвященного Амвросия, епископа Переславского, построена новая церковь в честь того же праздника. В 1851 году вместо деревянной церкви устроен каменный храм с такою же колокольнею. Престолов в этом храме три: в холодном в честь Богоявления Господня, в приделах тёплых во имя архистратига Михаила и святого апостола Филиппа.
После села Добрилово туристы минуют гидротехнические сооружения и должны будут перейти реку Трубеж вброд. Далее маршрут будет несложный – до села Красное он проходит через поле.
Другие святыни
Красное село
Село в Ярославском районе Ярославской области России, входит в состав Туношенского сельского поселения.
Церковь села Красного воздвигнута генералом Петром Племянниковым в 1707 году. Престолов в ней было три: Воскресения Христова, Казанской Божией Матери, Св. и чуд. Николая.
В конце XIX — начале XX село являлось центром Красносельской волости Ярославского уезда Ярославской губернии. В 1883 году в селе было 52 двора.
С 1929 года село являлось центром Красносельского сельсовета Борского (Некрасовского) района, с 1954 года — в составе Шимароновского сельсовета, с 1963 года — в составе Туношенского сельсовета Ярославского района, с 2005 года — в составе Туношенского сельского поселения.
Финальная часть туристического маршрута. Пройдя под Ярославским шоссе, путники уже видят виднеющиеся строения города. Осталось пройти вдоль реки Трубеж через луга до Грачковской Слободы, миновать фабрику и путники попадают в удивительный город Переславль-Залесский.
Другие святыни
Никольский монастырь
Никольский монастырь основал уроженец Переславской земли преподобный Димитрий Прилуцкий в 1348 году на месте, называемом «на Болоте», поставив церковь во имя святого Николая Чудотворца. Основанный святым Димитрием мужской монастырь приобрёл известность и стал привлекать множество молящихся.
В 1382 году, когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на земли Переславля, монастырь разорили вместе с городом.
Восстановили монастырь в XV веке; до Смутного времени монастырь переживал расцвет, в 1505 году великим князем Иваном Васильевичем III монастырю были пожалованы государственные земли. В 1609 году обитель полностью разорена польско-литовскими захватчиками, и лишь в 1613 году возобновилась монашеская жизнь. В конце XVII века в монастырь привезён Корсунский крест — это главная святыня обители.
10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращён в общежительный женский.
Другие святыни
Никитский мужской монастырь
Cамый древний на Руси монастырь, основанный князем Борисом (сыном князя Владимира Красное Солнышко) в 1010 году в честь великомученика воина Никиты. В 12-ом же столетии в этой переславской обители подвизался преподобный Никита Столпник, местный житель.
А также это тот самый монастырь, куда шли пешком от самой Москвы царь Василий III и его жена-красавица Елена Глинская, чтобы попросить Господа о даровании им сына. И вскоре у них родился ребенок – царь Иван IV Грозный Святыня Никитского монастыря – мощи святителя Никиты столпника.
Другие святыни
Феодоровский монастырь
Единственный среди монастырей Переславля-Залесского, у которого мы можем определить точную дату основания – 1304 год.
Именно в этом году на праздник Фёдора Стратилата произошла битва между московским и тверским войском за Переславль. Москва победила. А главный храм этого монастыря был построен в честь Фёдора – сына Ивана IV Грозного.
При Петре I в этот монастырь можно рассматривать как место ссылки неугодных женщин. Сюда была сослана подружка детства Петра I Наталья Взимкова, которая воспитывалась вместе с Петром его матерью Натальей Кирилловной. Она похоронена здесь вместе с внебрачным сыном Петра I Андреем.
Основная святыня этого монастыря – Андронниковская икона.
Другие святыни
Горицкий Успенский монастырь
Очень большой по площади с красивейшим Успенским собором с иконостасом и убранством времен Елизаветинского барокко.
Многие даже отмечают, что не видели в своей жизни ничего более красивого. А еще на территории пруд необычной формы – в форме ковчега. Кроме того, именно с этим монастырём связана история спасения жены Дмитрия Донского – княгини Евдокии.
Прямо на входе на территорию монастыря установлен памятник Юрию Долгорукому – основателю города.
Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите. К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников.
Другие святыни
Даниловский монастырь
На очереди Даниловский монастырь с подлинными фресками XVII века. Его основатель – Даниил Переславский – был духовником Василия III (отца Ивана IV Грозного) и крестным самого Ивана Грозного, к которому он неоднократно ездил в Москву за средствами для восстановления и поддержания Переславских храмов и церквей. Надо сказать, что Иван Грозный никогда не отказывал своему крёстному отцу.
Основная святыня этого монастыря – мощи святого Даниила Переславского. При монастыре есть прекраснейшее кафе «Архондарик Данилова монастыря», где можно слегка перекусить и отправиться дальше.
Другие святыни
гастрономия
Сергиев Посад
Трапезные
Благодаря строительству железной дороги в 1862-м году из Москвы к Троице-Сергиевой обители, в город хлынул поток богомольцев. Они могли удовлетворить аппетит в трактирах, харчевнях, на постоялых дворах, в съестных лавках.
На территории Лавры - два небольших кафе, где можно быстро и недорого перекусить. Всегда в наличии монастырский квас, свежий хлеб, лаврская выпечка и сладости.
Вознесенская трапеза (ул. Вознесенская, 1)
Трапезная палата (просп. Красной армии, 133)
Трапезная в Царских чертогах (Свято-Троицкая Сергиева лавра)
Сергиев Посад издавна славился медовыми коврижками, которые до сих пор по старинному рецепту готовят в Лавре.
В дореволюционный период паломники и гости города, приезжая в Троице-Сергиеву Лавру, после богослужений шли отведать вкусную темно-коричневую лепешку. И обязательно богомольцы брали с собой коврижку в обратную дорогу: монахи всем раздавали угощение бесплатно. Гости Сергиева Посада обычно соблюдали пост, поэтому традиционное коврижечное тесто не содержало ни молока, ни яиц — этот рецепт используется до сих пор. Еще один важный ингредиент — мед, который придает коврижке сладкий вкус. Благодаря лесной местности и лесным пчелам в регионе было изобилие меда, а со временем начали формироваться целые производственные пасеки.
Троицкие блины
Блинная гора интересна не только головокружительным видом Троице-Сергиевой лавры, но и своей удивительной историей. В середине Х1Х века на подоле этой горки, на берегу речки Кончура близ Пятницкого колодца построили сначала деревянные, а потом и каменные ряды. Лучшие блинные Сергиева Посада исправно потчевали паломников знаменитыми на всю Россию Троицкими блинами. Отведать горячее лакомство было столь же значимым элементам паломничества, как поклониться мощам преподобного Сергия и купить богородскую игрушку на Красногорской площади.
Принадлежали блинные ряды городу и сдавались в аренду предприимчивым местным жителям для открытия в них небольших блинниц – маленьких уютных "ресторанчиков", главным блюдом которых стали блины. Таких заведений было 12, а блинов в них подававшихся - великое множество!
Одно из главных достоинств - было быстрое приготовление и подача блинов «с пылу, с жару».
Слава о наших блинах очень быстро перешагнула границы Сергиева Посада. Паломникам, отправляющимся на богомолье к Троице, давали наказ: «Не забудьте отведать троицких блинков, что на Блинной горке. Ох, и вкусные они!» «Готовились блины при народе, с ранней весны до Покрова. В разное время предлагались разные блины - постные и праздничные, с яйцами, грибами, со снетками, сметаной, творогом и вареньем. Стоили блины за десяток, 20 копеек - постные, 25 копеек – со сметаной и 30 копеек - с яйцом» - вспоминала Екатерина Михайловна Комарова, которая в детстве зазывала прибаутками и частушками посетителей в блинную своей семьи. «…А блины-то, какие! Царю бы есть, да далеко ездь, сама бы ела, да мама не велела! Приходите, отведайте - все 99 кушаний для вас и 100 приготовим!»
Процесс приготовления блинов было настоящим таинством, хозяйки готовили опару, соблюдая особые ритуалы, рецепты блинов держались в секрете. Основным сырьем для блинов были житная (ячневая) и овсяная мука, реже гречишаная (гречневая) и ржаная.
Блины из крупитчатой (пшеничной) муки считались праздничными, и, вероятно, именно они назывались «красными», т.е. красивыми. С блинами есть можно все. А вот пить – только горячее, либо чай, либо сбитень.
Язык до сих пор сохранил выражение «печь блины», хотя мы их давно не печем, а жарим. В те же времена блины готовились только в печи и обязательно на чугунных сковородках, смазанных маслом. Настоящий русский блин должен был получиться пухлым, легким и ноздреватым.
Музей Сергиевская кухмистерская и гастрономическое пространство Троицкие блины
Кухмистерские появились не ранее 80-х – 90-х годов XIX века. Главными клиентами меблированных комнат и кухмистерских являлись люди со средствами из числа богомольцев и студентов Духовной академии, а также иногородние торговцы, желавшие обосноваться в Посаде.
Здесь можно отведать блюда по историческим рецептам, взятым из кулинарных книг Елены Молоховец и Пелагеи Александровой-Игнатьевой. А посетив театрализованную экскурсию и мастер-класс по созданию карамели ручной работы, гости перенесутся в эпоху дореволюционной России на рубеже XIX-XX веков.
Их готовят по старинным рецептам и с большой любовью. Конфеты упаковываются в подарочные коробки, оформленные в стиле XIX- начала XX века.
Понаблюдать и поучаствовать в процессе изготовления леденцовой карамели - ландринов, может любой желающий. Участники мастер-класса под руководством опытных мастеров вымешивают карамельное тесто, раскатывают стержень и нарезают его на маленькие конфетки.
В конце участников ждет традиционный чай из самовара с ландринами, медом и мармеладом.
Желудевый кофе
Напоминает современные кофейные напитки, но, в отличие от них, натуральный, из настоящих желудей. В старину говорили: «Дуб на дворе – еда на столе». Из желудей делались кисели, варилась каша, пекся хлеб и т.д.
Ресторан-музей русской гастрономической культуры «Гостевая изба»
Расположился у стен Троице-Сергиевой Лавры в историческом здании Винных погребов.
Здесь можно подкрепиться не только двойной ухой из речных рыб, но и старинной ухой бараньей (ухой раньше называли всякий крепкий отвар), утиной кальёй — прообразом рассольника, стейком из бараньей голени с пшеничной кашей, таймырским сигом на гриле, варениками и пельменями ручной лепки «Сергиев канон». Разнообразны и напитки: различные морсы, брусничная вода и квас собственного изготовления, а также настойки, изготавливаемые на месте — хреновуха, перцовка, анисовка, облепиховка.
Многие блюда в ресторане готовятся из монастырских овощей и молочных продуктов. К примеру сказать, буррата с помидорами или жаренная моцарелла из монастырской сыроварни, тарель с монастырскими мочеными яблоками, грушами и сливами. В десертном меню представлены торты и пирожные ручной работы, а также уникальная яблочная пастила, приготовленная на месте по домостроевскому рецепту.
Аптекарский пер., 2, Сергиев Посад
Колбасная мастерская
ул. Пархоменко, 45/29
Гефсиманский Черниговский скит
Трапезная паломника
Хороший ассортимент блюд, много постных, выпечка.
ул. Гефсиманские пруды, 1
Гремячий ключ
Трапезные
В трапезных источника преподобного Сергия Радонежского «Гремячий ключ» паломники и прихожане всегда могут подкрепить силы блюдами традиционной монастырской и домашней кухни, приготовленными с молитвой.
Здесь представлена русская кухня, включающая монастырские рецепты и старинные угощения, добротную выпечку, домашние соления.
Козья ферма на Гремячем ключе
Ферма + Сыроварня
Сыры и мороженое из козьего молока
Вкусные блины жарят при вас.
Сыроварня. Сыры на любой выбор - мягкие и твердые , с плесенью и без.
деревня Взгляднево, 20
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь
Из красного кирпича в модном тогда русском стиле были построены трапезная с церковью Сергия Радонежского.
Ключ: в военной части есть родник.
Козья ферма, вплотную примыкающая к военной части.
Владимирская область, Александровский район, муниципальное образование Каринское, деревня Плеханы
Александров Трапезная палата Ивана Грозного
Интерьер столовой палаты довольно-таки условен. «Хоромный наряд» XVI века имел свои особенности, ему придавалось очень большое значение. Главную роль играли всевозможные покрывала, ковры, ткани, занавески, которые полностью скрывали стены, и делали палату похожей на шкатулку. Даже потолок в каменных палатах обтягивался дорогими тканями, сукном, кожей, покрывались росписью. Самым любимым и распространенным цветом был красный и все его оттенки (багрец – красный, червчатый – темнокрасный, таусиный – синевато-вишневый). Пол также закрывался суктом, а в праздничные дни – коврами. Оконница из кованных прутьев, в которые вставлялись кусочки слюды, изготавливались в виде геометрических фигур, а по краю «опушалась» сукном, также, как и дверь.
Мебель столовой палаты была немногочисленна и не отличалась большим разнообразием. По стенам размещались лавки и стольцы. В переднем углу под образами, ставился стол для государя и кресла. К нему приставлялись один или два стола для гостей. Лавки и стольцы покрывались полавочниками из дорогих тканей (парчи, бархата, атласа). Столы покрывались в праздничные дни ковром и нарядным подскатерником. Палаты освещались люстрами – паникадильцами, стенными и настольными подсвечниками.
Порядок и обряд стола строго соблюдался: стол накрывали дворецкий с ключником. Они настилали скатерть и ставили солоницу, уксусницу, горчишницу. Каждое блюдо отведывалось поваром, дворецким и крайчим (охранителем стола). Вина подавал чашник. Царь сидел за отдельным столом. Гости же помещались в соответствии с знатностью рода: чем древнее – тем ближе к царю. Прислуживали гостям стольники – придворные чины государева двора.
Чайная в музее-заповеднике «Александровская Слобода»
Особенность чаепития по-русски заключалась в богатом меню, особенно в состоятельных домах. На стол подавали огромное количество угощений – выпечку, варенье, конфеты, сушки-баранки и другие лакомства. Особую роль играла и чайная посуда: доставали самое лучшее, в том числе фамильное серебро.
Когда-то чай в России был дорогим удовольствием. Сейчас черные, зеленые и другие чаи можно купить в любом магазине. А в слободской лавке продается и старинный Иван-чай, который известен на Руси около тысячи лет. Продегустировать чай с пряником можно на программах «Самовар кипит – уходить не велит!», «Целебным чаем привечаем!».
Музейный пр., 20, Александров
александров
Кафе и рестораны
Трактиръ
Кафе, расположенное напротив входа в музей-заповедник «Александровская слобода». Оно предлагает своим гостям блюда русской кухни, такие как борщ, калья, царские котлеты с драниками и другие.
Предлагает своим гостям блюда русской кухни, такие как борщ, щи, солянка, оливье с языком, баклажаны, а также уникальные блюда, такие как «Лось» и «Змей-Горыныч».
Советский пер., 33, Александров
+7 (920) 930-12-12
что можно попробовать?
Суточные щи из квашенной капусты
Уха
Тельное
Жаркое из мяса дикого лося с белыми грибами и овощами
Утиные ножки, приготовленные методом конфи (томление)
Переславль-Залесский
В Переславле-Залесском есть Плещеево озеро, в котором водится редкая рыба — переславская ряпушка. На сайте местного музея «Царство ряпушки» пишут, что в прежние времена ее называли царской сельдью. Это гастрономический бренд Переславля, ее изображение даже есть на гербе города. Но в местных заведениях предлагают привозную ряпушку: переславская занесена в Красную книгу, ее нельзя ловить.
Самый известный рецепт описал Александр Дюма, когда устраивал свой собственный гастротур по России. Ряпушка жареная в маринаде даже вошла в «Большой кулинарный словарь» писателя.
Музей Царство Ряпушки
В ходе экскурсии можно узнать, почему ряпушка названа "царской сельдью", а также каким способом добывали её, как солили и заготавливали впрок. Вы узнаете много удивительных, а порой даже нереальных фактов о красивейшем и загадочном озере Плещеево. Побываете в гостях у рыбака, а в конце нашей программы каждого гостя ждет презент с "царского дерева" и рыбки.
ул. Петра Первого, 15, село Веськово
Ресторан «Сельдь Царский Посол»
В ресторане «Сельдь Царский Посол» можно попробовать мороженое из селедки.
ул. Кардовского, д. 22
Частная сыроварня «Марии Коваль»
Сыроварня появилась в Переславле-Залесском совсем не случайно. В царские времена Ярославская губерния была главным сырным регионом страны. В 19 веке здесь действовало более 300 ремесленных сыроварен и даже была выведена специальная порода коров для сыроделия.
Сыры здесь готовят ремесленным способом из коровьего и козьего молока по собственным авторским рецептам на базе итальянских, голландских, французских технологий. Сыры здесь сварены исключительно из натурального молока, сделаны вручную и созревают в специальных помещениях.
Переславский район, село Новоселье, ул. Монастырская д.4.
Туристический комплекс «Попов Луг»
Здесь сами пекут хлеб, а также можно купить продукцию собственного производства – мясную, молочную, хлебо-булочную и ремесленные изделия.
Переславль-Залесский муниципальный округ, автодорога Нагорье - Берендеево, 41-й километр, 1
Переславский пряник
Его пекут по старинному рецепту медового хлеба IX века. В прянике нет сахара, а сладость ему придаёт гречишный мёд, смешанный с ржаной мукой в равных количествах. Также в пряники добавляют специальные «пряничные духи» из свежесмолотых специй: корицы, кориандра, кардамона, гвоздики, мускатного ореха, душистого перца, бадьяна и имбиря.
Медовые пряники долгое время были самым распространенным десертом на Руси. Именно мед с его сладостью и узоры (а использовали для украшения, как правило, мотивы цветов, деревьев и птиц) соотносились с христианской культурой и символизировали райский сад. Съедавший пряник с такими символами словно привносил в свою земную жизнь небесную сладость.
Супружеская пара (Илья и Катя) из Ярославской области создала свой переславский пряник на основе рецепта IX века.
"Самый маленький пряник мы делаем размером 4,5 на 4,5 сантиметра. С ним связана одна старая русская традиция, – рассказывает Илья. – У игумена Пантелеимона есть доска, где большой пряник словно поделен на много маленьких. Использовали их, когда готовили угощение на праздники. А выносили это лакомство, если нужно было намекнуть гостям, что застолье закончено и пока уходить по домам. Тогда каждый гость отламывал себе кусочек и прощался с хозяевами. За это в народе пряники так и прозвали – «разгонными».
МУЗЕЙ ПРЯНИЧНАЯ и ЛАВКА: - ул. Ростовская, 3, 2 этаж ПРЯНИЧНАЯ ЛАВКА - ул.Советская, 12. Белое историческое здание рядом с Храмом Александра Невского
ГДЕ МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ?
Семейная усадьба «Сыровар.рус»
Небольшая ферма с коровами, козами, птицей и кроликами. Пастбища и сенокосы. Органический огород. Фруктовый сад. Подземный ключ. Сыроварня с погребом и камерами созревания.
Ярославская область, городской округ Переславль-Залесский
Семейная ферма «Сеновал»
Анна Рыбникова и Дмитрий Дуров содержат коров и телочек. В основном это швицкая и костромская породы, но есть и классические: Ярославская и Красногорбатовская. В «Сеновале» производят широкий спектр молочной продукции: коровье молоко, творог, ряженка, топленое молоко из русской печи, масло сладкосливочное, сливки.
Главным достоянием фермерского хозяйства семьи Анны и Дмитрия является сыроварня, где они создают уникальные виды свежих и выдержанных сыров только из молока собственных коров. Ассортимент сырного производства «Сеновала» удивит даже самых изысканных гурманов.
Переславский р-н, д. Мясищево, Садовая 22 Телефон: +7-903-191-09-03 (Анна) Телефон: +7-906-763-77-77 (Дмитрий)
Крафтовая коптильня «Дым коромыслом»
В коптильне представлен широки ассортимент свежей рыбы горячего и холодного копчения: онежская ряпушка, корюшка, омуль, терпуг, сом, муксун. По предварительной записи гости могут заказать чаепитие и дегустацию.
Переславль-Залесский, ул. Подгорная, 5
Пасека «Пчеловодство Форстер»
Беньямин Форстер - швейцарский пчеловод в России, который производит кремовый органик мёд по экологически чистым швейцарским технологиям, а так же и другие продукты пчеловодства.
В продаже: органик мёд, продукция пчеловодства.
+7 (905) 135-92-78
Пекарня «Пекарь Бахмут»
Посещение небольшой семейной пекарни — яркие впечатления и познавательная программа для всех возрастов. Хозяин Александр Бахмут покажет устройство русской печи и поделится секретами приготовления хлеба. После этого каждому из гостей предложат отправить подготовленное тесто в печь и даже нанести на заготовку будущего хлеба рисунок, чтобы потом можно было найти свой каравай и забрать его с собой. Пока хлеб остывает и доходит, гостей потчуют иван-чаем с булочками и медом.
деревня Рушиново, ул. Центральная, дом 6А
8 (906) 631-85-53
Переславская ягода
- питомник растений, сельскохозяйственное предприятие
Ярославская область, городской округ Переславль-Залесский, деревня Романка
Гостевая изба
Здесь можно подкрепиться не только двойной ухой из речных рыб, но и старинной ухой бараньей (ухой раньше называли всякий крепкий отвар), утиной кальёй — прообразом рассольника, стейком из бараньей голени с пшеничной кашей, таймырским сигом на гриле, варениками и пельменями ручной лепки «Сергиев канон». Разнообразны и напитки: различные морсы, брусничная вода и квас собственного изготовления, а также настойки, изготавливаемые на месте — хреновуха, перцовка, анисовка, облепиховка.
Многие блюда в ресторане готовятся из монастырских овощей и молочных продуктов. К примеру сказать, буррата с помидорами или жаренная моцарелла из монастырской сыроварни, тарель с монастырскими мочеными яблоками, грушами и сливами. В десертном меню представлены торты и пирожные ручной работы, а также уникальная яблочная пастила, приготовленная на месте по домостроевскому рецепту.
Калья
Калья — старинное блюдо русской кухни, представляющее собой рыбный суп, сваренный на огуречном рассоле. Первые упоминания об этой похлебке приходятся на XVI–XVII века. Является прообразом современных рассольников.
Скоблянка
Скоблянка – это жареная строганина. Готовится она из нарезанной стружкой замороженного мяса (оленины, лосятины, медвежатины и пр.), либо рыбы (в основном лососёвых пород: нельмы, муксуна, чира, северного омуля и др.). Название блюда происходит от слова «скоблить» (строгать; скрести острым предметом, снимая поверхностный слой с чего-либо). На Руси скоблянку часто подавали к обеду в качестве основного угощения.